Роль учебной деятельности в психическом развитии в младшем школьном возрасте

В младшем школьном возрасте происходит завершение развития самосознания

В младшем школьном возрасте происходит завершение развития самосознания

Процесс обучения в школе и учение могут не совпадать, поэтому учебная деятельность должна организовываться особым образом, напоминая игру. Ребенок включается в игру по своему желанию. Продуктом учебной деятельности является сам человек. Отсюда следует, что принуждая его к учебе и призывая к чувству долга, трудно добиться каких-либо положительных результатов. Дети, в возрасте 9-12 лет отличаются тем, что в этот период продолжает формироваться их стремление иметь на все свою точку зрения, появляются мысли о собственной социальной значимости.

Самооценка складывается благодаря развитию самосознания и взаимодействию с теми людьми, чье мнение для них дорого. Обычно у заботливых и добрых родителей бывают дети с высокой самооценкой. К 12-13- летнему возрасту у ребенка формируется новое представление о самом себе, при этом самооценка становится стабильной, выражая отношение своего образа к идеальному «Я». В младшем школьном возрасте происходит завершение развития самосознания, а именно – рефлекторное мышление. В этом возрасте у детей отличная память, к тому же они способны размышлять о методах запоминания и извлечения из памяти необходимой информации.

По Пиаже возраст 7-11 лет считается третьим периодом умственного развития – временем конкретных мыслительных операций. Эгоцентризм ребенка угасает под влиянием совместных игр, но полностью не исчезает. Этот период характеризуется частыми ошибками конкретно мыслящими детьми при прогнозировании результата. Придерживаясь сформированной гипотезы, они редко меняют свою точку зрения. В этот период учебная деятельность плодотворно сказывается на психическом развитии ребенка. У него появляется возможность концентрироваться сразу на нескольких объектах или событиях и умение прослеживать их изменения. У детей такого возраста наблюдается возникновение обратимого мышления.

Учебная деятельность приводит к положительным изменениям психического развития в младшем школьном возрасте. На поведение и развитие младших школьников сильное влияние оказывают взрослые и их стиль руководства. Причем демократический стиль общения более благотворно сказывается на детях. Что касается сверстников, то общение с ними у детей начинается с 6-летнего возраста, предпочтение отдается идентичному полу. Усиливающийся конформизм, достигает своего накала к 12 годам. Дети, пользующиеся популярностью, лучше адаптируются, чувствуя среди одногодков комфортно, и открыты для сотрудничества.

Возрастная категория этих детей много времени уделяют играм, развивая чувства сотрудничества и соперничества, нарабатывая понимание различных понятий, приобретающих для них личностный смысл. Игры становятся социальными, выдумываются тайные общества, пароли, ритуалы и т.д. В возрасте с 6 до 11 лет дети больше времени уделяют играм с друзьями. На эмоциональное развитие школьника влияет опыт, приобретаемый вне дома. В связи с расширением окружающего мира появляются различные страхи. Могут наблюдаться негативные симптомы – головные боли, колики, тошнота. В таких ситуациях родители должны ненавязчиво, по-дружески заинтересовать ребенка в посещении школы.

Метки: , , . Закладка Постоянная ссылка.